logo_gp_fr Recurso 6 image/svg+xml image/svg+xml
Фильтры
На форум
В магазин
К другим материалам
“Анора”: Как стриптизерша из Бруклина покорила мир и подарила “Оскар” Юре Борисову
Фильм «Анора» стал сенсацией киносезона этого года, покорив как зрителей по всему миру, так и критиков киноакадемии. «Анора» выиграла в 5 номинациях на «Оскара».

Для российского зрителя фильм особенно важен необычным кастингом. В американский фильм пригласили актеров из России, которые своей тонкой игрой покорили Голливуд.

В этом материале читайте краткое содержание фильма, принципах работы режиссёра Шона Бейкера, престижных наградах и новых звездах международного кино.

Грустная сказка

В центре сюжета «Аноры» стриптизерша из Бруклина (Майки Мэдисон), в честь которой назван весь фильм. Ее судьба представляется как история современной золушки. Она из семьи небогатых иммигрантов, кажется, не получила образования и вынуждена зарабатывать на жизнь танцами в ночном клубе. Однажды ей повезло вытянуть золотой билет – завязался роман с одним из клиентов, обаятельным сыном российского олигарха Ваней (Марк Эйдельштейн). Их случайная встреча и импульсивная свадьба в Лас-Вегасе – основа сюжета.

Дальше история, начавшись со сказки, превращается в сложное исследование динамики власти. Богатые родители Вани отправляют «своих людей» в Нью-Йорк, чтобы расторгнуть нежелательный брак. Инфантильный Ваня убегает, не подумав о спасении молодой жены. В изображении погони за ним смешиваются комедия и социальные комментарии на тему классового неравенства.

Бейкер выстраивает фильм как современную одиссею, следуя за Анорой по разнообразным пейзажам Нью-Йорка. Она отчаянно пытается ухватиться за путевку в жизнь – сохранить брак с Ваней, который, кажется, искренне признавался ей в любви и может вытащить ее из круговорота поденщины. Но для Вани эта интрижка была всего лишь рядовым развлечением, как бурная ночь в клубе или интересный сюжет в видеоигре. О чувствах Аноры заботится лишь один персонаж – молчаливый Игорь (Юра Борисов) из числа охранников Вани.

В конце концов Аноре приходится отказаться от выгодного брака, но она обретает нечто более ценное – имя. В одной из финальных сцен она впервые разрешает назвать себя Эни, не прячась за благозвучным псевдонимом.

Путь режиссера

Шон Бейкер известен интересом к маргинальным персонажам, о которых мейнстримный кинематограф обычно забывает. Фокус на социальные окраины – важное качество для успеха номинанта на «Оскар». Бейкер занимается темами классового неравенства и прекарных слоев общества долго и искренне. В предыдущих фильмах, начиная с самых ранних проектов, поднимаются темы иммиграции, сексуальности, обычно табуированные в обществе . Часто в центре повествования оказывается секс-работники – фильмы «Старлетка», «Мандарин», «Проект Флорида», «Красная ракета».

В «Аноре» Бейкер продолжает свою магистральную тему. За годы работы он собрал внушительное количество фактурного материала – более чем достаточно для достоверного изображения мельчайших деталей. Скрупулезный подход режиссера к разработке персонажей и его стремление представить реальность без фильтров стали его визитной карточкой. Он остается верным своему принципу сочувственного изображения уязвимого человека. Но в стилистическом и техническом отношениях Бейкер выходит на новый уровень. Он проделал большой путь независимого режиссера, снимающего фильм на iphone, до лауреата самой престижной кинопремией в мире.

Выбор темы и постановка

Стремясь к максимальной аутентичности, Бейкер для русской части фильма пригласил актеров из России – ход очевидный, но в Голливуде такое происходит нечасто. К счастью, время киноляпов в духе русского паспорта Шварценеггера, состоящего из бессвязного набора букв, прошло. Многие роли второго плана исполняют непрофессиональные актеры. Такой подход создает реалистичную фактуру, особенности поведения реального человека, которые специально сыграть невозможно – одна из визитных карточек режиссера.

«Анора» представляет классовые взаимоотношения через призму личной истории маленького человека. Такой прием активно используют режиссеры и сценаристы самых разных фильмов от «Красотки» до «Паразитов». Подход Бейкера отличается тем, что он отказывается как от приукрашивания богатства, так и от романтизации бедности.

Исследование культуры российских олигархов в фильме соотносится с современными геополитическими реалиями, хотя Бейкер фокусируется на человеческих аспектах, а не на явной политике. Фильм снят на фоне сохраняющейся напряженности в отношениях между Россией и Западом, дает возможность взглянуть на то, как динамика глобальной власти проявляется в жизни отдельных людей.

В изображении секс-работников в кино «Анора» отходит от моралистических суждений и от гламурной эксплуатации. Вместо этого Бейкер представляет профессию Аноры как не определяющую ее полностью и не имеющую отношения к ее личности — тонкий подход, который признает сложность человеческого опыта.

Главную роль в фильме исполнила Майки Мэдисон, получившая за нее Оскара. Ранее ей доставались в основном роли второго плана, например, в фильме «Однажды в Голливуде» и франшизе «Крик». Мэдисон удалось тонко передать на экране заискивающую, фальшивую «рабочую» маску и настоящие эмоции девушки, переживающий внезапное счастье и после его утратившей. «Анора» вообще фильм благодатный для актерской работы на нюансах, недаром он стал карьерным трамплином для восходящих звезд кино.

Юра и Марк

Фильм неожиданно обратил внимание на прекрасную отечественную актерскую школу – Юра Борисов показал, что можно эмоционально и достоверно сыграть роль практически без реплик. Экранного времени персонажу отведено мало, к тому же, по сюжету герой плохо знает русский и выражается короткими простыми фразами. Он мало говорит, но говорит искренне и отвечает за свои слова – важный контраст с остальными героями фильма. Только он по-человечески относится к Эни, пытается заботиться о ней и готов ради нее пойти против начальства – украсть дорогое обручальное кольцо. Добрый гопник с грустными глазами – новый русский типаж в американском кино.

Юра окончил ВТУ им. М.С. Щепкина в 2013 году, но начал получать роли в театре и кино еще на младших курсах. После выпуска руководством Константина Райкина он работал в «Сатириконе». Уже в начале карьеры сыграл небольшую роль в фильме «Елена» у Андрея Звягинцева – одного из главных российских режиссеров авторского кино последних десятилетий. Хороший старт Юра закрепил ролями в сериалах и фильмах. «Закон каменных джунглей», «Ольга», «Союз спасения», «Вторжение», «Кто-нибудь видел мою девчонку?», «Серебряные коньки» – далеко не полный список его работ.

Прорывным в карьере Юры стал международный проект «Купе номер шесть» 2021 года, где он сыграл простого русского парня из поезда Москва–Мурманск. Здесь проявилось одно из центральных амплуа Юры – внешне брутальный персонаж, раскрывающий по ходу сюжета трогательную чувствительность и даже хрупкость. Фильм номинировали на «Оскара», «Золотой глобус», «Сезар» и ряд других европейских кинонаград.

Роль Игоря в «Аноре» Шона Бейкера принесла Юре Борисову новую номинацию на премию «Оскара», на этот раз персонально – за лучшую мужскую роль второго плана. Награду в итоге получил Киран Калкин, но игру Юры высоко оценила публика и критики по всему миру. Во время церемонии награждения Роберт Дауни Мл. похвалил со сцены его работу и пожелал дальнейших успехов в карьере.

Вне экрана Юра покорил зрителей и коллег добродушием и простотой. На церемонию вручения «Оскара» он приехал вместе с женой Анной Шевчук и двумя дочерьми. Реальный образ не просто умелого актера, но и хорошего человека – ключ к популярности Юры. Несомненно, его ждет блестящее будущее как в России, так и за рубежом.

Сегодня в кинотеатрах можно посмотреть последнюю его работу о судьбе Пушкина – фильм «Пророк».

Вторую русскую звезду «Аноры», Марка Эйдельштейна пресса называет «российским Тимоти Шаламе» за романтический образ хрупкого юноши с кудрями. Прозвище закрепилось за ним в России, теперь его подхватила мировая пресса.

Марк совсем недавно закончил Школу-студию МХАТ, как и Юра, уже во время учебы дебютировал на экране. Среди его последних ролей Коля Герасимов в фильме «Сто лет тому вперёд», юный математик Григорий Перельман в «Витринном экземпляре», Манди из «Жар-птицы» Романа Михайлова. За роль Вани в фильме «Анора» Марк номинирован на премию Американской Гильдии киноактеров, и включен в лонг-лист премии Британской академии в области кино BAFTA. После успеха в Голливуде Марку предложили несколько модельных и актерских контрактов.

Признание критиков и триумф на фестивалях

Мировая премьера фильма «Анора» состоялась на Каннском кинофестивале в 2024 году, где фильм сразу же вызвал большой резонанс. Критики единогласно хвалили фильм за хороший сценарий и выдающиеся актерские работы. Бейкер создал фильм, объединивший развлекательную историю, комические сцены, социальный комментарии и тонкий драматический конфликт. В Каннах фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» – высшую награду фестиваля. Председатель жюри Грета Гервиг подчеркнула «радостный блеск» Аноры.

На «Оскаре» фильм победил сразу в нескольких номинациях: «Лучшая режиссура», «Лучшая женская роль», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший монтаж» и в самой престижной – «Лучший фильм».


Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Обсудить на форуме
Вход
Регистрация
Поделиться